Обязательство и последовательность – еще одна уловка для покупателей, которую описал Р. Чалдини. Некоторые крупные фирмы, производящие игрушки используют именно такой подход, чтобы противостоять сезонному спаду продаж. Представьте предновогодний ажиотаж, рекламы пестрят игрушками на всех детских каналах, дети смотря эти каналы и видя одну и туже разрекламированную игрушку, начинают все сильнее выпрашивать ее у вас. Скоро праздники, почему бы в качестве подарка не купить именно эту игрушку, думаете вы и соглашаетесь на просьбу ребенка. Что же происходит далее? Вы приходите в магазин, но именно той игрушки там не оказалось, точнее они были, но уже закончились, слишком много желающих. Нельзя же оставить ребенка без подарка на Новый год, и вы покупаете другую. Проходят праздники, ваш ребенок очередной раз увидев рекламу той игрушки, напоминает вам, что вы обещали купить именно ту игрушку, напряжение малыша растет, он все больше и больше настойчив, вам ничего не остается как пойти и купить именно ту игрушку, которой теперь в магазинах полно.
Что же происходит на самом деле? Магазины давно задумывались о том, поднять продажи после праздников, и пришли к следующей схеме: они усиленно рекламируют игрушку (любую другую вещь), но в сам пик покупок, при подготовке к празднику, поставляют в магазины не достаточное количество. Как только день праздника проходит, в магазин снова завозят желаемое и мы, как родители, очередной раз попадаемся на эту удочку, ведь никто не хочет разочаровывать своего ребенка.
Многие организации также регулярно используют этот принцип. Стратегия заключается в том, чтобы заставить человека сделать крупную покупку после того, как он купит что-либо незначительное. Правило трех "Да", которое так любят НЛПеры, построено также по принципу последовательности. Еще одним примером будет поход в магазин, вспомните IKEA, когда зашел побродить, "поглазеть" и на выходе уже полная тележка всего.
Уловка заключается также в том, что наше левое полушарие головного мозга всячески придумывает логическое объяснение, почему нам это нужно или почему мы поступили правильно, таким образом, создаются точки опоры, благодаря которым мы можем оправдать свой выбор.
Чалдини описывает, как используют данный принцип компании, продающие машины. Покупателю предлагается машина по очень низкой цене. Как только человек принимает решение о покупке, заполняется множество различных форм, подробно оговариваются условия финансирования, иногда покупателю предлагают в течение дня поездить на машине, чтобы оценить ее в деле. Затем что-то случается. Иногда открывается "ошибка" в подсчетах – возможно, торговец "забыл" добавить стоимость кондиционера, и если покупатель нуждается в нем, то должен доплатить еще N сумму. В контексте полной стоимости машины стоимость кондиционирования не кажется значительной, мы начинаем оправдывать свое решение: я сам выбрал эту машину, подписал уже столько бумаг, в конце концов кондиционер не так дорог.