СТАТЬЯ

"Ген альтруизма"

Выдержка из книги "Хлопок одной ладонью" Н.Кукушкина
Крысы, как и люди, любят шоколад. Если кусочек шоколада поместить в прозрачный ящик, крыса быстро разберется, как ящик открывается, и с удовольствием съест свою награду, но если рядом в таком же тесном ящике запереть другую крысу, то первая крыса освободит и товарища, и награду и поделится со спасенной крысой шоколадом.
Почему крыса так поступает?
Если исходить из того, что живые существа действуют всегда в собственных интересах, то неясно, зачем освобождать из тюрьмы конкурента за лакомство, тем более с ним делиться. Почему бы не съесть все самой, a уж потом при желании освобождать вторую крысу? Да и вообще, почему крысу обязательно должны волновать страдания незнакомого животного? Мух, например, такие глупости не волнуют.

Это явление, при котором один организм добровольно делает что-то полезное для другого организма, но при этом бесполезное или вредное для себя, называется альтруизмом.

На первый взгляд в нем можно увидеть противоречие теории Дарвина, и сам классик по своему обыкновению на этот счет сильно переживал и много оправдывался. Альтруизм - по определению нечто, что не приносит пользу, а, наоборот, отнимает ресурсы. Почему же тогда естественный отбор не пресекает любые подобные нежности? Разве не будет крыса, съедающая всю шоколадку, сильнее крыс съедающих каждая по половине?
Жизнь действительно всегда действует в собственных интересах просто собственные интересы генов «живой информации» не обязательно совпадают с собственными интересами организмов - машин для выживания этой информации.
На самом деле альтруизм не противоречит дарвинизму, а прекрасно в него вписывается. …. Все объясняется, если смотреть на жизнь не с точки зрения организмов, как мы обычно делаем, a с точки зрения информации. Жизнь действительно всегда действует в собственных интересах просто собственные интересы генов «живой информации» не обязательно совпадают с собственными интересами организмов - машин для выживания этой информации.

Гены - это не просто куски ДНК, a их последовательность, то есть конфигурация, то есть абстрактная информация, заложенная в материальном носителе. Одни и те же гены одновременно существуют во многих организмах, как файл может одновременно содержаться на нескольких устройствах. То есть под контролем одного и того же гена одновременно находится не одно животное, а все животные, у которых есть этот ген.

B большинстве случаев генам выгодно, чтобы все им подконтрольные организмы думали только о себе: охотились на свою пищу, защищали себя от опасностей, производили максимум своего потомства. В типичных условиях это обеспечивает гену максимум размножения. Но бывают ситуации, когда гену выгоднее по-разному распределить роли между своими "машинами для выживания".

Сложные сообщества муравьев и пчел - это как раз пример такого перераспределения. Из одного и того же генома происходят солдаты и рабочие, заботящиеся о потомстве, a также половые особи, это потомство производящие. Если рассматривать каждого муравья по отдельности, можно подумать, что рабочие и солдаты провалили экзамен по теории Дарвина и бессмысленно истратили ресурсы на производство собственных тел. Но с точки зрения генов они просто вспомогательные органы в целом крайне успешной машины.

Подобным образом можно рассматривать и альтруистичные наклонности других животных. Крыса, которая съедает всю шоколадку сама, выигрывает c точки зрения крысы. B краткосрочной перспективе это может помочь и ее генам. Эгоистичная крыса оставит больше потомства, чем другие, которые остались без шоколада. Но рано или поздно наступят тяжелые времена, и в этой ситуации единственным способом выживания окажется сотрудничество. В таких условиях
скорее выживут те крысы, которые друг другу помогают тот, кто спасает товарища из ящика и делится с ним шоколадом, с большей вероятностью сам оказывается спасен в аналогичной ситуации, поэтому «гены альтруизма» оказываются эффективнее в долгосрочной перспективе, чем "гены эгоизма" .

Альтруистичная крыса может проигрывать эгоистичной крысе с крысиной точки зрения, но при этом побеждать с генетической точки зрения. В общих чертах именно так звучит современное объяснение альтруизма.

Самая главная проблема этого объяснения состоит в том, что оно хорошо работает только в отношении близких родственников. Гену альтруизма нужны гарантии, что у окружающих тоже есть гены альтруизма, иначе альтруизм будет слишком опасным в долгосрочной перспективе. Ты всем помогаешь, a тебе - никто. Если у двух организмов похожие гены значит они управляются отчасти единой силой. Если альтруизм выгоден одному, то с большой вероятностью он выгоден и другому в результате возникает взаимопомощь и гены альтруизма побеждают. Альтруизм в отношении братьев и сестер объяснить таким образом просто.
Гораздо сложнее объяснить, почему животных может нервировать факт страдания чужих, неродственных особей зачем генам спасать другие гены, если у них нет гарантий взаимности? Крыса, обученная добывать шоколад, безо всякого шоколада побежит к ящику с незнакомой крысой и освободит ее. Макака, обученная получать награду при нажатии кнопки, перестанет это делать, если одновременно бить током другую макаку?
О том, как быть c таким неродственным альтруизмом, среди эволюционных биологов до сих пор ведутся споры. Возможно, отчасти дело в том, что альтруистическое поведение, которое мы пытаемся напрямую объяснить теми или иными силами эволюции, на самом деле лишь побочное следствие чего-то большего.

Дело не в том, что отбор благоволит крысе которая слепо помогает каждому встречному благоволит он той, которая понимает, что такое ящик, что, если тебя туда засунут будет очень неприятно, и, самое главное, что крыса, которая там заперта в данный момент ощущает себя именно таким образом.
Made on
Tilda