статья
Архетипы
Данный материал является дополнением курса
"Я успешная личность". Занятие 2
Основоположниками архетипической модели являются всемирно известный психиатр Карл Густав Юнг и его ученик – Том Четуинд, преобразовавший учения об архетипах своего учителя в известный Архетипический квадрат. Но обо всем по порядку.

Как и З.Фрей, К.Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими (внутренние психологические процессы индивида) силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни.
Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малоообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не могу получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом его появление в мыслях или фантазиях больного должно представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом ... представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности

возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

К.Г. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Таким образом, архетипы — это элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление y конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, пробуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях.
Личность
  • Эго
    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент психеи, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем целостность‚ постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
  • Личное бессознательное
    Вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем—то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит
    себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.
  • Коллективное бессознательное
    И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой
    эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей»).

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на событии определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой—либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности "Я". Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Персона (обозначающего "маска") — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно—розетка). По Юнгу, целостность и единство "Я", символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого "Я" требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания, др словами это всеобщие поведенческие программы. Каждый архетип имеет свои шаблоны поведения, правила во взаимодействии с др людьми; собственный набор правил, убеждений и ценности; уникальное проявление во взаимоотношениях с противоположным полом, так называемые любовные стратегии.
Архетипический квадрат
....
Несогласие с культурной ролью, точнее неконгруэнтность возраста и роли - это своего рода застревание, когда человек не соглашается брать на себя другие роли, что может привести к инфантилизации (когда нет роста и перехода на следующую роль). Часто это случается в связи с травмирующими ситуациями, когда нет движения вперед, а есть кризис личности. Чаще все данное застревание происходит в теневых сторонах, когда невозможно принять светлую сторону.

Говоря об архетипических квадратах, условно мы можем выделить 2 сопутствующие сложности:
1. человек не двигается вперед;
2. он "перескакивает" квадрат.
Дело в том, что культура не всегда последовательная. Иногда жизненные вызовы встречаются чаще, чем человек был готов их принять, и тогда ему приходится играть роль, до которой он еще не дорос. И тогда в последующем он будет как будто "откатываться" назад, регрессировать (это те случаи, когда мужчина в 45 лет решает, что он жил не свою жизнь, покупает мотоцикл и, бросая всех, и уезжает в закат). Это кризис того, что были не порйдены определенные этапы жизни (квадраты), которые требую прохождения. Существовать в более высоких квадратах можно только тогда , когды вы прошли все предыдущие.
Детство
Это время, когда начинают раскрываться психологические аспекты разности полов.
Описывая простым языком, мы можем назвать их маменьками дочками/сынками: это дети, которые во всем слушаются родителей, подчиняются им, соблюдая иерархию, не нарушая установленные правила. Они романтичны и мечтательны.
Ярким примером будут герои из сказок Золушка, Белоснежка - добрые, не перечат, во всем соглашаются. Дети данного квадрата будут с удовольствием играть в принцесс: манерно пить чай, быть милой, не хамить, не кричать. Из этого же архетипа мы можем наблюдать комплекс отличницы, когда человеку необходимо все сделать идеально, когда человек не позволяет себе нарушать правила (яркий пример поведения данного архетипа, это если учитель забыл дать домашнее задание. то этот будет кричать "А где же ДЗ?").
Для них главное - послушание.
ПРИНЦ
Базовая потребность: Желание соотноситься с кем-то, соответствовать, принадлежать к социальной общности
Качества: Послушность, обязательность, ответственность, вежливость, включенность в социальную иерархию, следование социальным и семейным нормам, противопоставление добра и зла, юношеский максимализм, романтизм, мечтательность, уверенность в собственном бессмертии, подчеркнутая духовность.
Отношения с женщинами: Идеализация предмета любви, Платоническая любовь, Всегда с серьезными намереньями.
Характерное поведение: Посещает спортивную секцию, домашнее хобби.
Одежда и прическа: Аккуратная прическа, одежда, Классический стиль, Соответствие соц. нормам
ПРИНЦЕССА
Базовая потребность: Любовь других, желание соотноситься с кем-то, соответствовать, принадлежать к социальной общности.
Качества: Послушность, подражание социальным образцам, забота, эмоциональность, мечтательность, романтичность, духовность, поиск своего счастья, интерес к эзотерике, литературе, включенность в иерархию: семья «как у мамы с папой», стремиться соответствовать образу взрослой женщины, капризность, общительность.
Отношения с мужчинами: Ожидание принца на белом коне, обязателен ритуал ухаживания, платоническая влюбленность.
Характерное поведение: Выращивает цветы и котят, читает, вовремя возвращается домой.
Одежда и прическа: Аккуратная прическа, одежда, классический стиль, соответствие социальным нормам
Детство. Теневая сторона.
Переход в теневую сторону сопровождается не послушанием родителей, отрицанием родительских устоев; они бунтуют, не соглашаются и говорят, что родители не указ. Часто вы можете услышать высказывания на подобие: "Вы не можете меня контролировать. Я сам по себе, сам знаю, что хочу. Хочу надену шапку, хочу - нет". Это действия, которые могут выполняться назло (например подстричься или перекрасить волосы, что-нибудь проколоть, сбежать со школы). В этой же стороне попытки пойти против социума, против того, как ему указывают.
С точки зрения интеграции личности возникает такая ситуация, что ребенок приходит в этот мир и он ничего не знает об этом мире, он здесь гость. Ему нужно знать как в этом мире жить, для этого и нужны родители. они приходят и говорят: "Вот правила, нужно по ним жить". и ребенок соглашается. Но для того, чтобы дальше развиваться. только в правилах существовать невозможно, иначе это действия по шаблону и тогда ты должен быть кем-то другим, чтобы вырасти как личность. И тогда ребенок начинает рассматривать эти правила и пытаться им не соответствовать, таким образом он пытается найти себе более широкое применение, самовыразиться, словно он пытается вырасти над этими правилами.
Таким образом, задача светлой стороны - интегрировать правила, задача теневой - самовыражение. не глушить все правилами. Сказать, что есть возможность устанавливать свои правила и быть выше чужих правил. Безусловно есть ряд заданных правил, которые ребенку нельзя нарушать, но всегда найдутся и такие, которым можно не подчиниться, где ребенок может проявиьтся себя как личность, а не как все.

Важно понимать, что необязательно делать все поступки из теневой стороны (на любом квадрате), вполне достаточно понимания, что "я могу это сделать и мне никто ничего не скажет".

Данный формат проявляется, когда люди удивляются, почему в самой примерной, верующей семье вырастают самые разгуляй-дети, т.к. была слишком сильная культивация светлого-архетипа, что порождает стремление к обратной ситуации. Но чтобы установить свои правила, нужно находиться в самом верхнем квадрате, поэтому они не могут предложить свое и тогда они просто разрушают то. что есть, что уже создано. Это бунтари, которые пока не знают чего хотят, но имеют стремление/необходимость разрушить то, что есть.
Как только научился разрушать правила, нужно научиться создавать свои, а для этого нужно постигать мир, понимать его и проживать новый опыт.
Детство
БРОДЯГА
Базовая потребность: Желание противостоять, Вызывать неодобрение у окружающих.
Качества: Необязательность, Безответственность, Нигилизм, Отрицание любой иерархии, Показная грубость, Демонстративное презрение к соц. условностям, Эпатаж, Жалобы на жестокий мир, Мечтательность, Претензия на гениальность, Отказ от любых границ, постоянные сомнения в том, любят ли его, ценят (требования доказательств), демо-суициды.
Отношения с женщинами: Несчастная любовь с «заменителями», постоянный поиск «девушки-мечты», влюбленность в самую недоступную.
Характерное поведение: «Зависание» в гостях, Интерес к измененным состояниям сознания, Несбыточные проекты.
Одежда и прическа: Вызывающая одежда, Прическа и одежда должны отличаться от общепринятых, драматический стиль.
Детство
ДРЯННАЯ ДЕВЧОНКА
Базовая потребность: Желание противостоять, Вызывать неодобрение у окружающих Качества: Лень, неверие в будущее, безысходность, отсутствие заботы о себе и других, отрицание иерархии, эпатаж, стыд за отсталых родителей, отрицание «мещанских» ценностей, распущенность, стремление испытать острые ощущения (которых была лишена до этого). Отношения с мужчинами: Идеальная любовь, непременно несчастная, на фоне «заменителей», влюбленность в недоступных мужчин: женатых, более взрослых.
Характерное поведение: «Зависание» в гостях, несбыточные проекты.
Одежда и прическа: Вызывающая одежда, фенечки по локоть, прическа и одежда должны отличаться от общепринятых, драматический стиль.
~
Молодость
Это возраст, ориентированный на построение отношений, основная задача: научиться жить с другими людьми. В этом возрасте для них важно выделиться, быть не таким как все.
Молодость
ТРИКСТЕР
Это своего рода шутник, который высмеивает какие-то недостатки, противоречия. Он с легкостью берет на себя какие-то обязательства, но не потому что он готов, а потому что это кажется ему легко: "мне все по плечу"; он всегда поможет, у него потребность быть нужным. Его задача, чтобы общество его приняло, чтобы оно было с ним добродушным. Яркий пример данного архетипа - Д'Артаньян, который все делает ради веселья.

Базовая потребность: Необходимость испытывать сильные эмоции, Быть собой, Застревать в эмоциях.
Качества: Обаяние, коммуникабельность, сообразительность, креативность, хитрость, легкость, смелость, эпикурейство, медиатор, посредник, добро и зло, для него, оцениваются по своей полезности и целесообразности.
Отношения с женщинами: Легкие, необременительные с уходом по-английски.
Характерное поведение: Душа компании, необязательность, безалаберность, чувство юмора.
Одежда и прическа: Романтический стиль, прическа гламурная.
Молодость
ФЕЯ
Главная задача для Феи - выделиться с помощью женственности, умением манипулировать мужским вниманием; красота, воздушность, легкость. Стремление быть в центре внимания, веселый смех, легкая инфантильность, абоятельность.

Базовая потребность: Необходимость испытывать сильные эмоции, быть собой, Застревание в эмоциях.
Качества: Спонтанность, непредсказуемость, нежелание следовать правилам, ветреность, гиперэмоциональность, женские хитрости, желание привлекать внимание (возможны истеричность и плаксивость), вера в то, что все будет «по её желанию», без усилий, само по себе.
Отношения с мужчинами: Ей должны поклоняться, ее должны любить. Критерии выбора мужчин загадочны и непонятны.
Характерное поведение: Нарушение правил, несоблюдение дистанции, флирт («динамо»), частые и резкие смены настроений.
Одежда и прическа: Наивно-романтический стиль (рюшечки, бантики), Прическа гламурная.
Молодость
Теневая сторона
Теневая сторона отличается яркой антисоциальностью.. Он ресурсная (если умеешь этим пользоваться, для этого необходим высокий EQ). Она дает энергию. силу, когда нет других выходов. Не обязательно ее проживать, если ты понимаешь, что ты можешь этим воспользоваться.
Эта сторона дает возможность накопить негативный опыт, помогает понять действиетльно ли ты этого хотел и стоило ли оно этого.
Молодость
ЧЕРНЫЙ МАГ
Успешно манипулирует людьми, ради самой манипуляции, чтобы посмотреть "А что будет?". Это период отрицания правил, не для того. чтобы свои нащупать, или посмотреть границы, потому что "я могу" (такой человек может прийти на работу и расшатать авторитет, просто потому что может). Если бродяга это делает саботажно, эпатажно, то черный маг делает красиво, уверенно, грубо и манипулятивно.
Яркий пример Доктор Хаус. который не боится людям говорить в лицо.
Надо признать, что Трикстеры тоже не боятся, но им прощают за их обаятельность, у них есть юмор.
Черный маг говорит, что не существует добра и зла, существует только ваше отношение к этому, все зависит от того, как ты на это посмотришь.

Базовая потребность: Контроль и подавление эмоций, Рациональность, Манипулирование и управление другими людьми.
Качества: Расчетливость, хитрость, сарказм, обаяние, анализ, выход сухим из воды. Многоходовые комбинации, интриги ради интриг, не различение добра и зла. Использование эмоций и интересов других людей в своих целях. Предпочитает не сообщать своих планов и действий.
Отношения с женщинами: Использование женщины в своих целях до тех пор, пока нужна. Часто женщина – орудие для удовлетворения своих потребностей или инструмент. Если и любит, то крайне эгоистично, собственник и ревнивец.
Характерное поведение: Вербальная и невербальная изощренность, выверенные жесты.
Одежда и прическа: Одежда однотонная, невыразительные цвета, одежка и прическа специализированы под деятельность.
Молодость
ВЕДЬМА/КАРМЕН
- захватчица мужского внимания, у которой основная задача найти мужчину с ресурсами, обмануть его и получить ресурсы для себя. Если за Фею хочется заплатить, то Кармен заставляет за себя платить". Для нее важно получить ресурсы и выгоду за счет другого человека, это манипуляции, умение вовремя улыбнуться, пококетничать, здесь тонкий расчет, интриги коварство.

Базовая потребность: Контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование и управление другими людьми.
Качества: Обаяние, искусство соблазнения, трезвый и расчетливый ум, польза и выгода. Красота и ум как инструменты достижения целей (иногда используются только для практики), интрига как искусство. Скрытность и непредсказуемость как привычные паттерны поведения
Отношения с мужчинами: Ей поклоняются, ее любят. Она пользуется мужчинами откровенно и хладнокровно. Выбирает покровителя, а не любимого.
Характерное поведение: Скрытность, загадочность, игнорирование чужих интересов.
Одежда и прическа: Одежда и прическа дорогие, специализированные под соблазнение
~
Зрелость
Появился опыт - надо его применять, поэтому цель данного квадрата - реализовать опыт, который есть в данный момент, формат карьерных устремлений, достигнуть какой-то точки (обладание); найти (приобрести) место в жизни.
Завоеватели - карьеристы, которые стремятся вперед, завоеватели новых территорий. Присутствует стремление правилам компании, в которой они находятся.

Основные ценности данного этапа - трудоголизм, приобретение союзников: помощь слабым, защита у сильных; отказ от слабости, от аспекта "я могу сдаться" (это этап, когда у человека присутствует убеждение, что сдаваться нельзя). Это этап, когда человек живет с установкой, что нужно брать от жизни все, бежать вперед и кк можно быстрее. Ориентированы на добрую конкуренцию - win-win.
Зрелость
ВОИН/САМУРАЙ
Задача мужчины - стать хозяином, добытчиком, защитником, а для этого необходимо научится тому, как им быть. Поэтому у воинов всегда есть хозяин, которому они подражают, к которому прислушиваются, которым хотят стать. Этот хозяин диктует свои законы, которые авторитетны для этих воинов, мерило правильности и нужности.

Базовая потребность: Достижение успеха, Приобретение и захват вещей и дене.
Качества: Командность, сила, решительность, смелость, справедливость, суровость, мужественность, активность. Четкая иерархия с непременной выслугой. Признание и защита закона (с недоверием к дальнему начальству), кодекс чести, ритуалы, суеверность.
Отношения с женщинами: Далекая Святая (мама, возлюбленная, сестра) и остальные женщины, случайные спутницы. Уважение к женщине, но, тем не менее, женщина не допускается к участию в мужских делах. Сентиментальность.
Характерное поведение: Прямота, Рубленые движения, Непритязательность в еде и жизненных условиях.
Одежда и прическа: Короткая стрижка, Одежда удобная, полевая
Зрелость
ОХОТНИЦА
Базовая потребность: Достижение успеха, Приобретение и захват вещей и денег
Качества: Командность, ориентация на достижение целей, принятие мужских правил, стремление участвовать в мужских играх на равных, постоянная активность, рациональность, дисциплина, практичность. Следование правилам (с возможностью их нарушать для достижения целей). Сочувственно-презрительное отношение к другим женщинам: «курицы», «дамочки».
Отношения с мужчинами: Отказ от семьи ради карьеры (возможен и с сохранением семьи). Мужчина – равный, друг, товарищ.
Характерное поведение: Порядок и функциональность действий и решений, дисгармония при нарушениях.
Одежда и прическа: Прическа «бизнес-леди», Униформа
Зрелость
Теневая сторона
Потеря Хозяина через разочарование в этом хозяине, когда он теряет войско или принимает несправедливые решения, - ведет себя не так, как он должен себя вести в глазах воина.
Зрелость
РОНИН
Ронин - человек, потерявший своего хозяина (образ из японской мифологии). Сделать это нужно для того, чтобы обрести хозяина в самом себе; для того, чтобы понять, что единственный, кто сделает так, как я хочу - это я сам; единственный, кто повеливает моей жизнью - я сам; единственный, кому можно соответствовать - это себе самому.
Задача теневой стороны данного квадрата -понять, что хозяин здесь Я.

Базовая потребность: Свобода и потеря того, что важно, избегание привязанностей и отсутствие выигрыша, борьба и месть.
Качества: Одиночество, отсутствие ресурсов, агрессивность, сиюминутность планов, недоверие к окружающему миру и его законам, отсутствие целей. Асоциальность, нежелание попадать в любые сценарии.
Отношения с женщинами: Далекая Святая (мама, возлюбленная, сестра) и остальные женщины, случайные спутницы. Тщательно скрываемая сентиментальность.
Характерное поведение: Минимум движений, сменяющийся гиперактивностью.
Одежда и прическа: Отсутствие стрижки, одежда простая, неухоженная.
Зрелость
АМАЗОНКА
И Ронин, и амазонка - одиночки, они не приемлят пары, они агрессивны и в некотором смысле злобны.
Амазонка - это карьеристка, которая идет по головам мужчин, которых они ни во что не ставят, котороая считает, что они - второй сорт, которая старается быть мужественной женщиной. Когда на нее смотришь, понимаешь, что они могут сломать любого мужчину. По большому счету, это недоверие к окружающему миру, она считает, что весь мир - ее враги и ее задача этих врагов уничтожить.
Задача теневой стороны данного квадрата - осознать свою независимость от мужчины, что мужчина - это не кто-то, кто выше, это партнер. Понять, что быть хозяйкой - это не значит полностью подчиняться мужчине, это значит, что ты можешь выбирать, у тебя есть территория и ее не надо отвоевывать.

Базовая потребность: Свобода и потеря того, что важно, избегание привязанностей и отсутствие выигрыша, борьба и месть.
Качества: Одиночество, активность, агрессивность, отсутствие ресурсов, стремление побеждать в мужских играх, недоверие к миру и его законам, отсутствие целей. Малое количество эмоций, преимущественно презрение и отвращение (к сильным, слабым, мужчинам, женщинам). Стремление либо подавить, либо не общаться со слабыми.
Отношения с мужчинами: Стремление уничтожить мужчину, подавление мужчины.
Характерное поведение: Резкие мужские движения и мужские привычки (часто курит и пьет пиво), нимфомания или фригидность. Одежда и прическа: Мужские прическа и одежда, или в противоположность, одежда с яркими акцентами сексапильности.
~
Мудрость
ХОЗЯИН
Контекст мужчин и женщин отличается в данном квадрате, т.к. мужчинам чаще всего принадлежит собственность. Поэтому в контексте Хозяина чащего говорят про территорию, это может быть его компания, квартира, машина и т.д.
Когда говорят о контексте Хозяйки, то чаще говорят о детях.
Данный квадрат про установление правил, норм, авторитетности, - то, что родитель должен делать для своих детей. Культура замыкает свой виток и порождает новую жизнь.
Задача - защита территории, т.е. принятие своих воинов (и их формирование, создание) и отторжение других.

Они отличаются от предыдущих квадратов тем, что у них есть свои нормы и правила и они их диктуют всем окружающим. Если хочешь стать своим - следуешь этим нормам, хочешь стать чужим - должен нарушить их. Это приобретение воинов для защиты своей территории. Здесь он понимает ,что у него есть ответственно за других.

Базовая потребность: Контроль и власть, создание законов и следование им, стабильность.
Качества: Ответственность, контроль, порядочность, следование нормам, гостеприимство, прагматичность, приземленность, защита. Долг перед семьей, фирмой, профессией, государством, народом. Деление мира на «своих» и «чужих». Преемственность рода, чадолюбие. Уважительное отношение к материальным ценностям, стремление накопить и приумножить накопленное.
Отношения с женщинами: Боевая подруга, спутница в старости. Верная жена, о которой заботятся и которая заботится. Женщина – хозяйка дома.
Характерное поведение: Хлебосольство, следование (и навязывание) правил, осторожность к новому, упрямство.
Одежда и прическа: Консерватизм, добротность, старомодность
Мудрость
ХОЗЯЙКА
Если Хозяйка понимает нормы и правила, она рождает ребенка, которому эти нормы и правила транслирует, она передает культуру. Для этого и нужны архетипы.
Главная задача - помогать осваиваться ребенку, помогает ему выстраивать взаимоотношения с миром, выстраивать ему границы, чтобы он понимал, что его, а что нет.

Базовая потребность: Контроль и забота, порядок и предсказуемость.
Качества: Внимательность к окружающим, забота, семья, опека, терпение, гостеприимство. Доверие к проверенным методам и недоверие к новому
Отношения с мужчинами: Муж – хозяин, Поддержка, Опора (отношение к мужчине как к большому ребенку).
Характерное поведение: Бдительная слежка за порядком.
Одежда и прическа: Старомодность, консерватизм, добротность, классика.
Мудрость
ЛЮДОЕД
Задача Людоеда - уничтожить всех, кто посягает на его территорию. Это человек, который стремится уничтожать конкурентов; он их не терпит, он их уничтожает. Такой руководитель не дает развиваться своим сотрудникам, потому что они потенциальные конкуренты и тогда он создает созависимые отношения, отношений из которых нельзя выйти. Этот человек живет с ощущением, что враги повсюду, что все окружающие завистники и они неправильно живут. Это стремление навязать свои нормы и правила всем. Он упивается своей властью, за малейшее нарушение - убивает (конечно здесь выражение фигуральное).

Базовая потребность: Нежелание брать за что-либо ответственность при требовательности к окружающим.
Качества: Знание, что тебя окружают «идиоты, завистники и негодяи», скрытность, подозрительность, ярко выраженная внутренняя (со встроенной внешней) референция, переходящие в управление окружающим миром методом хаотизации этого мира. Презрение и гнев в качестве основных инструментов управления.
Отношения с женщинами: Тихая мышка, которая поклоняется ему, никогда не прекословит и тихо ведет хозяйство.
Характерное поведение: Приписывание окружающим глупых мыслей, ссылки на свои достижения, самодурство.
Одежда и прическа: Могут быть вычурными с целью оскорбления окружающих
Мудрость
УЖАСНАЯ МАТЬ
Ребенок вырастает и начинает уходить, таким образом появляется угроза ощущению, как хозяйке. Отдаление ребенка приводит ее к тому, что возникает чувство, что посягают на ее собственность (например, когда уже у взрослого ребенка появляется 2-я половинка).
Это образ всех тех тещ из анекдотов, человек, который травит того, кто посягнул на ее собственность. Это установление собственных правил на чужой территории. Моральное уничтожение.

Базовая потребность: Нежелание брать за что-либо ответственность при требовательности к окружающим.
Качества: Гиперопека и сверхконтроль в сочетании с игнорированием интересов других, очень хорошая память на ошибки других людей и искренняя амнезия на свои, требование благодарности и платы «за принесенные жертвы», показная усталость от жизни и ответственности, абсолютная власть с перекладыванием ответственности на других.
Отношения с мужчинами: Муж – тряпка (отношение к мужчине как к маленькому мальчику).
Характерное поведение: Приписывание окружающим глупых мыслей, ссылки на свои достижения, самодурство.
Одежда и прическа: Могут быть вычурными с целью оскорбления окружающих
Идеальное завершение данного архетипа - понимание, что это не моя собственность, я и эта территория - это две отдельные вещи и я буду жить независимо от наличия этой территории. Задача квадрата - не бояться потерять, отпустить.
Made on
Tilda