... Лучшее средство познакомиться с собственным мозгом, не прибегая к внедрению электродов или к запрещенным химическим веществам, - это зрительный эффект под названием "бинокулярная конкуренция" . Его легко воспроизвести дома или в аудитории: все, что для этого нужно, - бумажные 3d-очки с красной и синей линзами и экран с красно-синим изображением. На лекциях я пользуюсь картинкой, в которой красная женщина, смотрящая влево, наложена на синюю женщину смотрящую вправо. Разноцветные линзы в очках фильтруют это изображение так; что каждый из глаз получает разные картинки: я прошу студентов надеть очки и внимательно присмотреться к женщине: в какую сторону она смотрит?
Большинство людей; надевших очки, видят только одну из двух картинок - например, женщину смотрящую влево. Но если продолжать на нее смотреть, то через несколько секунд картинка вдруг начинает шевелиться и сменяется другой – женщиной, смотрящей вправо. Через несколько секунд ситуация повторится и исходное изображение вернется на место. Такие колебания восприятия будут продолжаться до тех пор, пока человек не снимет очки. Два "конкурирующих" изображения никогда не сливаются в единое целое, a ходят туда-сюда между картинками, получаемыми левым и правым глазом.
Этот простой эксперимент иллюстрирует фундаментальное свойство нашего восприятия: наши ощущения - не просто сигналы от органов чувств, a интерпретации этих сигналов, которые мы активно выбираем из множества возможных.
В большинстве случаев два наших глаза смотрят на одно и то же, в отличие от глаз, например, лошади. Это свойство роднит нас с совами и хищными зверями вроде кошек, но в нашем случае было, по-видимому адаптацией к жизни на деревьях, требующей передвижения в трех измерениях. Из-за близкого расположения спереди на лице наши глаза получают слегка различающиеся изображения на сетчатке но вместо двух "плоских" изображений мы видим одно объемное. Сетчатка физически неспособна воспринимать объем. Потому что она сама плоская, но обобщая информацию из двух сетчаток. Мозг формирует единое ощущение, включающее как собственно информацию от глаз, так и более абстрактную информацию о расположении предмета в пространстве.
Бинокулярная конкуренция – клин, воткнутый в этот механизм сопоставления и обобщения. Принцип любых 3d-очков заключается в том, что двум глазам показываются разные изображения. В трехмерном кино эти изображения различаются только перспективой; искусственно имитируя объемное зрение, поэтому мозгу кажется, что он смотрит не на плоский экран, а на рельефные предметы. При бинокулярной конкуренции же глазам предъявляются изображения, совершенно не совместимые между собой. Мозг пытается проделать с ними свою обычную операцию обобщения и выработать на их основании единый ментальный объект. Он хватается за одно из изображений (скажем; женщина; повернутая влево) и решает что это и есть то, на что он смотрит. Но эта интерпретация совместима только с одним из глаз. Как только мозг решает что женщина смотрит влево, возникает конфликт со вторым глазом, который утверждает что женщина смотрит вправо. Через несколько секунд мозг сдается и пытается принять такую версию событий. Но стоит ему решить, что женщина все-таки смотрит вправо, как первый глаз начинает точно так же этому противоречить. Мозг не может выбрать единую интерпретацию; потому что единой интерпретации не существует и зацикливается в постоянной смене объяснении увиденного.